arcticle__img

Особый ребёнок: няня или детский сад?

Родители детей с коммуникативными, поведенческими или речевыми нарушениями, в том числе с диагнозом «аутизм», рано или поздно оказываются перед непростым выбором: няня или коррекционный детский сад? Конечно, все очень индивидуально. И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. Вместе со специалистом сети логопедических детских садиков «Дарвиль» (г. Москва) попробуем разобраться с этим вопросом вместе.

Няня для особого ребенка

Основные преимущества выбора в сторону няни заключаются в индивидуальном подходе к особому ребенку:

  • соблюдение индивидуального распорядка дня малыша, его биоритмов. Однако, не всегда это хорошо для ребенка, особенно если он поздно ложится спать и поздно просыпается. Хотя конечно решения в этом случае принимают исключительно родители;
  • прием лекарств по назначению врача в определенное время под присмотром няни;
  • «домашнее» питание с учетом пищевых привычек и аллергических реакций ребенка;
  • организация досуга в соответствии с пожеланиями родителей и способностями ребенка;
  • обеспечение привычных и комфортных для ребенка домашних условий;
  • непрерывная связь родителей с ребенком через няню. В любое время мама или папа могут позвонить и увидеть/услышать, чем малыш занят и как себя чувствует.

Несмотря на преимущества, важно понимать, что няня чаще всего отвечает за уход и присмотр за особым ребенком. Иногда родителям везет, и удается нанять няню, которая может заниматься и развитием ребенка с коммуникативными, речевыми или поведенческими нарушениями при наличии соответствующих знаний, навыков и опыта. Однако стоит обратить внимание и на ряд «минусов» такого выбора:

  • сложность подбора няни с точки зрения доверия чужому человеку, как в плане финансовой, так и физической, психологической безопасности дома;
  • низкая профессиональная компетентность няни в части коррекционной помощи особому ребенку. Даже при наличии профессиональной подготовки, ни одна няня не сможет объединить в себе роли тьютора, воспитателя, логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которые жизненно необходимы для эффективного развития ребенка с психоречевыми или речевыми нарушениями, а также с диагнозом «аутизм»;
  • неуверенность в правильности подбора методов и методик обучения и развития особого ребенка. Зачастую няни не применяют профессионально разработанные и адаптированные для потребностей ребенка коррекционные программы;
  • высокая нагрузка на родителей даже при наличии няни. Несмотря на помощь в уходе и присмотре, родителям все равно приходится готовить особую еду (как правило, няня только кормит, но не готовит пищу); заниматься с ребенком дополнительно по развитию речи;
  • трудности с подменой няни, если она заболела, попросила отгул, ушла в отпуск или уволилась. В случае, если родители работают, это очень усложняет и так нелегкую жизнь;
  • высокая стоимость оплаты труда няни и других коррекционных специалистов, которые нужны для полноценного воспитания и развития особого ребенка. Так, если посчитать расходы не только на няню, но и как минимум на дополнительные развивающие занятия, это будет намного дороже, чем отдать ребенка в логопедический сад;
  • сложности с социальной, психологической и медицинской реабилитацией, которую невозможно профессионально организовать для особого ребенка только силами няни в домашних условиях;
  • недостаточная социальная интеграция и адаптация ребенка в кругу сверстников. Конечно, няня может сопровождать особого малыша на прогулках на детских площадках, занятиях в центрах дополнительного образования, на коррекционных и реабилитационных занятиях с узкопрофильными специалистами, где ребенок возможно будет пересекаться с другими детьми. Однако этого недостаточно для получения социального опыта и овладения малышом жизненно важными навыками общения и взаимодействия в обществе.

Коррекционный детский сад для особого ребенка

Преимущества посещения ребенком с коммуникативными, поведенческими или речевыми нарушениями детского сада очевидны:

  • обеспечение максимально полной социализации в кругу взрослых и сверстников. Ребенок с задержкой в развитии также, как и здоровый сверстник, нуждается в общении с другими детьми через игры и совместную досуговую и творческую деятельность. Да, этот процесс будет достаточно сложным и длительными, но долгожданный результат обеспечит такому ребенку полноценную социальную интеграцию в дальнейшей жизни;
  • обучение и развитие самостоятельности в социально-бытовом плане. В дошкольном учреждении особые дети быстрее осваивают необходимые навыки самообслуживания и ухода за собой;
  • адаптация к инфекционным заболеваниям. Организм ребенка постепенно привыкает к новому микроклимату и формируется дополнительный иммунитет к наиболее распространённым инфекциям;
  • ежедневный качественный уход и присмотр за особыми детьми;
  • профессиональное воспитание, обучение и развитие особых детей благодаря работе специально подготовленных воспитателей и учителей. Значимым преимуществом сада будет наличие профессионально обученных тьюторов, обеспечивающих индивидуальное сопровождение малыша;
  • обеспечение физической и психологической безопасности для детей;
  • в детском саду для детей с нарушениями развития могут быть разработаны индивидуальные коррекционные программы, программы социальной, психологической и медицинской реабилитации;
  • в дошкольном учреждении детям, имеющим задержку развития, может быть уделено особое внимание и оказана необходимая поддержка с учетом особенностей их поведения и состояния здоровья со стороны опытных коррекционных специалистов (логопедов, дефектологов, психологов);
  • подготовка к школе в детском саду является более успешной, чем обучение дома;
  • за ежемесячную плату в одном месте ребенок получает не только профессиональный присмотр и уход, но и полноценное развитие, воспитание и обучение при сопровождении профессионально подготовленных специалистов. А если в эту стоимость включается дополнительный комплекс коррекционных и медицинских услуг, то такой сад становится бесценным для родителей особого малыша.

Что касается «минусов» посещения коррекционного детского сада по сравнению с выбором няни, то здесь можно выделить следующие:

  • сложности с организацией питания с учетом пищевых привычек и возможных аллергических реакций ребенка. Хотя, в некоторых частных коррекционных садах г.Москва эта проблема уже давно решена и родителям предлагают индивидуальное приготовление пищи конкретному ребенку;
  • трудности адаптационного периода в дошкольном учреждении. О том, как проходит адаптация особого ребенка в детском саду можно прочитать здесь.

Делая выбор между няней и детским садом, родители особого ребенка должны прежде всего руководствоваться интересами своего малыша, заботиться о его здоровье, развитии и обучении, социальной адаптации и интеграции в обществе. Все это достаточно сложно обеспечить в домашних условиях.

Преимущества коррекционного логопедического детского сада «Дарвиль» (г. Москва)

1. Современная материально-техническая база и оснащение (аппаратные нейростимуляционные и физиотерапевтические методы в комплексе с коррекционной и медицинской реабилитацией).

2. Профессионально подготовленная и опытная команда специалистов (логопеды-дефектологи, нейропсихологи, детские речевые неврологи, коррекционные педагоги, воспитатели, тьюторы, массажисты).

3. Запатентованные методики и авторские разработки.

4. Питание с учетом индивидуальных пищевых привычек и аллергических реакций.

5. Контроль качества работы. Методический отдел внимательно следит за состоянием маленьких воспитанников и за успешностью работы всей команды. Благодаря постоянному отслеживанию качества лечебно-коррекционной работы удается уделить максимум внимания каждому ребенку, учесть его индивидуальные особенности.

6. Гарантии достижения результата практически для любого ребенка: эффективность доказана многочисленными положительными отзывами от родителей особых детей.

Чтобы записаться на бесплатный пробный день в «ДАРвиле» или задать вопросы, оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: +7 (499) 290-22-46.

Читайте также: Как подготовить особого ребёнка к детскому саду? , Как выбрать детский сад для особенного ребенка? , Преимущества частного коррекционного садика