arcticle__img

Как проходит адаптация особого ребёнка в коррекционном саду?

Принимая решение отдать особого ребенка в детский сад, родители задумываются о том, как быстро и на сколько комфортно малыш включится в жизнь дошкольного учреждения. О том, как обычно проходит адаптация детей с речевыми и коммуникативными нарушениями в детском саду, в этой статье расскажет руководитель сети логопедических детских садов «Дарвиль» (г. Москва).

Адаптация особого ребенка в новых условиях

Адаптация – это период приспособления организма ребенка с речевыми и коммуникативными нарушениями к новым условиям коррекционного детского сада, часто связанный с нервным и физическим напряжением.

Новые условия связаны с тем, что малыш, привыкший к домашней обстановке, попадает в абсолютно незнакомую для него среду и сталкивается с кардинальными изменениями в своей жизни:

  • боязнь неизвестности. Попадая в новую атмосферу, ребенок не знает, что его ждет дальше в пространстве, которое для него абсолютно чуждо;
  • меняется режим дня, в особенности для тех особых детей, о распорядке дня которых родители не беспокоились до поступления в сад;
  • отсутствие родных рядом: мамы, папы, бабушки, сестрички или братика, няни, к присутствию которых ребенок очень привык;
  • необходимость взаимодействовать с незнакомыми взрослыми (учителями, коррекционными специалистами, воспитателями, тьюторами);
  • в жизни ребенка появляются сверстники, с которыми нужно учиться общаться, взаимодействовать, договариваться, играть каждый день;
  • резко сокращается период времени, которое посвящается значимым взрослым индивидуально ребенку. Если до садика родители и близкие родственники максимально проводили время с малышом, то в детском саду, как правило, персональное внимание уменьшается;
  • малыш вынужден слушаться чужих взрослых, часто кажущихся более строгими, чем родители. Находясь дома, ребенок привыкает выполнять просьбы членов своей семьи. Попадая в детский сад, он сталкивается с трудностями восприятия воспитателей, учителей и других специалистов как людей, которым необходимо подчиняться;
  • изменение режима питания и рациона. Зачастую, после привычной домашней еды или не совсем «здорового» питания ребенку достаточно сложно переключиться на прием правильной пищи, обеспечиваемой дошкольными учреждениями, даже при индивидуальном учете пищевых привычек и аллергических реакций малыша;
  • необходимость быть во многих вопросах самостоятельным. Ребенку тяжело перестроиться, когда раньше за ним полностью ухаживала мама или папа, бабушка, няня, а в условиях детского сада приходится постепенно осваивать новые навыки;
  • появление новых «нельзя» и расширение списка «запретов» становится дополнительным источником стресса для детей. Чаще всего, в домашних условиях существенно снижен порог всевозможных запретов, а в детском саду ребенок будет каждый день сталкиваться с новыми для него правилами поведения в обществе;
  • переизбыток эмоций и новых впечатлений, которые начинает испытывать ребенок в новом коллективе, не умея с ними справляться. С самого первого дня нахождения в саду недостаточно сформированная детская психика не позволяет малышу адекватно воспринимать новые ощущения и правильно на них реагировать.

Как долго длится адаптация особого ребенка в коррекционном саду?

Период адаптации в коррекционном саду у каждого ребенка с речевыми и коммуникативными нарушениями длится по-разному и может составлять от 1 недели до месяца, а в индивидуальных случаях и достигать 3 месяцев. Более долгим будет адаптационный период у детей с:

  • трудностями в социальном поведении с повышенными показателями тревожности, агрессивности, гиперактивности;
  • низким уровнем социально-бытовой и социально-психологической готовности к поступлению в дошкольное учреждение;
  • низким уровнем общего здоровья;
  • задержкой психоречевого и психического развития.

Адаптационный период включает в себя прохождение ребенком трех этапов, выделение которых достаточно условно.

Первый этап. Самый острый этап, на котором, как правило ребенок бывает максимально плаксив, капризен, эмоционально нестабилен. Также на этом этапе возможно снижение иммунитета, частые заболевания, повышенная восприимчивость к различным инфекциям. Длительность этого этапа зависит от степени адаптации.

Второй этап. На так называемом «умеренно остром» этапе адаптации существенно сокращаются негативные эмоции и реакции ребенка. Как правило, для детей характерны улучшение аппетита, снижение нервозности, капризности, тревожности, плаксивости, нормализация сна и в целом стабилизация эмоционального состояния малыша. Ребенок начинает общаться и играть со сверстниками при поддержке воспитателя или тьютора, больше доверять окружающим взрослым. Постепенно снижается настороженность и застенчивость. Пробуждается интерес ко всему, что происходит на территории детсада.

Третий этап. На заключительном адаптационном этапе физиологическое и психическое состояние особого ребенка стабилизируется. Малыш вливается в новый коллектив, с легкостью посещает детский сад, у него появляются друзья, возникает самостоятельное желание играть с детьми и принимать участие в различных занятиях. По мере постепенного привыкания к новым условиям корректируется поведение ребенка, начинается активная фаза его социализации.

Стоит еще раз акцентировать внимание на том, что длительность каждого этапа адаптации будет зависеть от ее степени.

Секреты адаптации от сети логопедических детских садов «Дарвиль» (г. Москва)

О том, как подготовить детей с нарушениями в развитии к детскому саду, чтобы адаптация прошла максимально успешно, мы говорили с Вами в нашей предыдущей статье.

В этот раз мы поделимся нашим опытом обеспечения максимально комфортного адаптационного процесса, когда ребенок с речевыми или коммуникативными нарушениями уже поступил в коррекционный сад.

Все детки разные, имеют определенные особенности. Есть несколько приемов, которые помогают и ребенку, и в целом его семье справиться с трудностями адаптационного периода.

Первые недели в детском саду – трудный период в жизни ребенка и его родителей. Но если не торопиться и делать все по порядку, то адаптация к новым условиям пройдет успешно.

Мы предлагаем приносить с собой игрушки, с которыми ребенок привык играть дома. Это немаловажный фактор, способствующий снижению тревоги и созданию ощущения покоя.

Второй значимый фактор, это сопровождение особого ребенка тьютором, что позволит создать максимально доверительную и самое главное безопасную обстановку для ребенка. Адаптированная программа успешно осваивается воспитанником под чутким руководством тьютора. О значимости тьютора для ребенка с РАС в детском саду мы писали ранее.

В целом адаптация в наших детских садах происходит максимально мягко и комфортно благодаря высоко квалифицированной команде тьюторов, воспитателей, логопедов-дефектологов и других коррекционных специалистов, которые с особым вниманием относятся к каждому ребенку и в случае необходимости всегда помогут, успокоят, отвлекут, учтут его индивидуальные особенности.

Одним из самых главных факторов успешной адаптации в саду является и спокойствие самих родителей. Всем членам семьи особого ребенка нужно настроиться на то, что новая жизнь, которая наступает у Вашего ребеночка, должна быть максимально комфортной, спокойной и самостоятельной. Чаще всего мы сталкиваемся с историей, когда родитель переживает и волнуется больше, чем сам ребенок. Хотя, попадая к нам в детский сад, ребенок увлеченно занимается, активно включается во все занятия, с удовольствием получает новые знания, умения, навыки. А вечером его мама с папой забрать не могут, потому что малышу хочется остаться еще.

Немаловажную роль для успешной адаптации играет знакомое помещение для ребенка. Мы всегда рекомендуем заранее прийти к нам на экскурсию, возможно на пробный день, чтобы у родителей и малыша была возможность познакомиться как с педагогами, так и помещением.

Значимым фактором адаптации в коррекционном саду является и мало комплектность групп. В группах сети логопедических садов «Дарвиль» (г. Москва) в среднем от 10 до 12 детишек. Практически у каждого ребенка есть любимый товарищ, друг, с которым ему комфортно заниматься той или иной деятельностью, или может просто принимать пищу. То есть Петя выбирает Машу и принимает обед исключительно тогда, если Маша с ним за столом.

По нашему опыту на скорость адаптации также влияет регулярность посещения детского сада. Это создает для особого ребенка режимность пребывания.

Мы уверены, что не так важно, сколько по времени длится адаптация, а важно создание максимально комфортных условий для особого ребенка на протяжении всего этого периода. Стоит подчеркнуть, что процесс адаптации детей с речевыми и коммуникативными нарушениями чрезвычайно важен для успешной социализации дошкольников и он должен сопровождаться совместными усилиями как работников детсада, так и всеми членами семьи малыша.

В Дарвиле (г. Москва) накоплен огромный опыт работы с особыми детьми, которые впервые попадают в коррекционный детский сад. Поэтому, если Вам нужна экспертная поддержка, приходите к нам. Записаться на бесплатный пробный день можно по телефону +7 (499) 322-08-40 или оставив заявку.