arcticle__img

Как подготовить особого ребёнка к детскому саду?

Для родителей особого ребенка поступление в детский сад является крайне сложным периодом в жизни семьи. Попадая в новую неизвестную среду и незнакомое социальное окружение, ребенок с особыми потребностями особенно тяжело переживает разлуку с мамой/папой, долго адаптируется к незнакомым сверстникам и взрослым, новой обстановке и, как правило, испытывает сильный стресс. Поэтому чрезвычайно важно на первом этапе социализации особого ребенка правильно подготовить его к детскому саду. О том, как это сделать максимально эффективно, рассказывает специалист логопедического детского сада «Дарвиль».

Для справки!

В 2022 году из 7 226 399 детей, посещающих детские сады, 551 489 детей или 7,6% являются дети с особыми образовательными потребностями.

На что стоит обратить внимание родителям детей с неврологическими и речевыми нарушениями?

Рекомендации по подготовке ребенка с особыми потребностями к социализации в детском саду обобщены специалистами логопедического детского сада «Дарвиль» на основе их многолетнего опыта, ориентированы на детей в возрасте 3-4 лет и носят достаточно общий характер. В зависимости от категории нарушений (речевые, поведенческие, коммуникативные, зрительные, слуховые, нарушения опорно-двигательного аппарата и т.д.) в каждом конкретном случае могут формулироваться свои специфические рекомендации.

Стертая дизартрия:

1. Знакомство с детским садом

До непосредственного поступления в детский сад родителям необходимо точно определиться с дошкольным учреждением и познакомиться с ним, получить информацию о требованиях к посещению, распорядке дня. Улучшает адаптацию ребенка и знакомство семьи с тьютором, воспитателями и другими специалистами садика с предоставлением им полной информации о привычках, индивидуальных особенностях малыша. Для ребенка не должно быть полной неожиданностью, что он будет ходить в детский сад. Чем больше вы будете рассказывать ему о дошкольном учреждении, тем быстрее произойдет налаживание взаимоотношений в саду в будущем и ускорится социальная адаптация.

Возможно рассмотреть варианты посещения родителями и особым ребенком своей будущей группы в детском саду в рамках экскурсии. Некоторые родители распечатывают фотографии детского сада, помещения группы, тьютора, воспитателей и развешивают их в детской комнате. Это позволит малышу быстрее освоиться в новой обстановке, даже находясь дома.

Родители должны спланировать так свою жизнь, чтобы в первый месяц посещения дошкольного учреждения каждый день сопровождать ребенка в саду.

2. Режим дня детского сада

За несколько месяцев до поступления особого ребенка необходимо постепенно переводить на режим дня дошкольного учреждения. Будить ребенка утром, кормить завтраком, обедом и ужином, ходить на прогулки, играть, рисовать, организовывать дневной сон и заниматься различными делами необходимо по распорядку дня, приближенному к детскому саду. Это будет способствовать более эффективной адаптации особого ребенка в новых условиях.

3. Режим питания

Желательно приучить ребенка к режиму питания, который соответствует установленным нормам в детском саду: на завтрак каши и запеканки, на обед – первое и второе блюдо, перекусы (фрукты, выпечка, если можно ребенку), ужин. Нарушение режимных моментов существенно затягивает процесс адаптации в детском саду.

4. Интерес и мотивация.

Очень важно заинтересовать особого ребенка и сформировать его мотивацию к посещению дошкольного учреждения.

Важно рассказывать своему ребенку, каким будет его день в садике, какие там воспитатели, тьюторы, когда малыша будут приводить и забирать домой, какой дорогой вы будете ходить в детский сад. Также помогают адаптации игры дома в детский сад, когда родители совместно с ребенком проигрывают разные ситуации. В игровой деятельности можно задействовать любимые игрушки ребенка для повышения интереса и снятия напряжения по поводу будущих посещений дошкольного учреждения. Это все позволит сформировать у ребенка с особыми потребностями достаточно положительное отношение к будущему детскому саду.

5. Подготовка к самостоятельности

Если позволяют особенности развития ребенка чрезвычайно важным является привитие навыков самостоятельности. Лучше до прихода в сад научить ребенка самостоятельно пить и кушать, мыть руки перед едой, ходить в туалет. Если такой возможности нет, проигрывайте и проговаривайте последовательность действий. Перестаньте угадывать потребности ребенка и удовлетворять их, притворитесь, что вы не понимаете, что он хочет, чтобы у него была мотивация попробовать другой способ.

6. Приучение к отсутствию родителей

Основной стресс для особого ребенка заключается в том, что мама (папа) ушла/ушел. Абсолютно все дети воспринимают даже недолгую разлуку утрированно. Поэтому перед поступлением в детский сад, родителям необходимо постепенно приучить ребенка к своему отсутствию. Важно заранее договориться с близкими членами семьи или нанять няню, которые смогут присмотреть за ним, пока вы отсутствуете. Чрезвычайно значимо, чтобы именно в это время ребенок был максимально чем-то занят и не скучал.

Сначала значимый взрослый (мама/папа) должен уходить ненадолго, например, поговорить по телефону в другую комнату, а затем вернуться. При этом не забывайте предупреждать ребенка об уходе и говорите о своем возвращении. Постепенно увеличивайте время своего отсутствия, например, уходите в магазин, потом на встречу и так далее. Важно, чтобы у особого ребенка сформировалась уверенность в том, что вы ушли, но обязательно вернетесь.

7. Снижение уровня опеки

Эффективная социализация особого ребенка в детском саду требует планомерного снижения гиперопеки. Даже если вы занимаетесь с ребенком круглосуточно, необходимо расставить правильно приоритеты и осознать, что с будущим посещением детского сада ваша жизнь может измениться: вы начнете заниматься собой, работать, отдыхать. Для особого ребенка важна не гиперопека, а общение со сверстниками и другими взрослыми. Без социализации в детском саду особый малыш не справится с социальной адаптацией в современном обществе.

8. Общение с ровесниками.

Очень важно на этапе подготовки особого ребенка к детскому саду максимально социализировать его. Ходите в гости, гуляйте на детских площадках, посещайте развивающие и развлекательные центры. Безусловно, ребенку с особыми потребностями необходимо общение с другими детьми. Круг общения ребенка не должен ограничиваться исключительно близкими родственниками. Следует помнить, что даже сами сверстники являются частью развивающей среды, когда вовлекают особого ребенка в игру, выполнение определенных действий и побуждают его быть активным. Особый ребенок среди типичных сверстников развивается быстрее и лучше, «подтягиваясь» к другим деткам.

Таким образом, в успешной социальной адаптации особого ребенка важным является не скорость его привыкания к новой обстановке в детском саду, а его положительное и комфортное эмоциональное состояние, которое прежде всего зависит от выполнения сформулированных общих рекомендаций родителями.

В логопедических детских садах «Дарвиль» созданы все необходимые условия для успешной социализации Вашего особого ребенка. Чтобы записаться на бесплатный пробный день и задать все вопросы, оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: +7 (499) 290-21-14.

Читайте также: Программы развития, значимость тьютора для ребенка с РАС в детском саду.