Значимость тьютора для ребенка с РАС в детском саду
Важным фактором эффективной социализации и реабилитации ребенка с расстройством аутистического спектра в детском саду является наличие профессионально подготовленного и опытного тьютора. Его роль сложно переоценить, учитывая необходимость оказания непосредственной помощи ребенку с особыми образовательными потребностями на протяжении всего времени нахождения в саду.
Слово «тьютор» в переводе с английского «tutor» означает наставник, «опекун», а с латинского «tueor» переводится как «оберегаю», «наблюдаю», «забочусь».
В этой статье мы вместе со специалистами сети логопедических садов «Дарвиль» разберемся с тем, какую роль выполняет тьютор и чем он отличается от других работников детского сада.
Тьютор для ребенка с РАС – это:
- наставник
- куратор
- сопровождающий
- помощник педагога и других специалистов сада
- посредник (связующее звено)
- НЕ няня
- НЕ заменяет роль воспитателя, учителя или другого работника сада
- НЕ ассистент
- НЕ делает ничего того, что ребенок может сделать сам
между ребенком и другими специалистами сада, между ребенком и его сверстниками.
Тьютор – наставник. Основная задача тьютора состоит в коррекции нежелательного или полевого поведения воспитанника, учитывая, что это одна из самых сложных проблем у деток с РАС. Как наставник он окажет помощь ребенку в социальной адаптации в детском саду, поможет овладеть навыками социального поведения и самообслуживания. С помощью специальных педагогических приемов и методов тьютор раскрывает сильные качества ребенка и поддерживает его мотивацию во всем.
Тьютор – куратор процесса реабилитации воспитанника детского сада с РАС в соответствии с разработанной для него индивидуальной коррекционно-реабилитационной программой. Курируя учебный и воспитательный процесс подопечного, тьютор оказывает помощь в выявлении, развитии и реализации способностей ребенка. Кроме того, в круг задач тьютора входит предоставление помощи в закреплении материала, поддержка ребенка с РАС в различных ситуациях.
Тьютор – помощник коррекционных педагогов и других специалистов сада. Тьютор ни в коем случае не заменяет ребенку другого специалиста сада. Он выступает в роли помощника для всех работников в дошкольном учреждении в различных организационных моментах обучения и воспитания, на коррекционных и реабилитационных занятиях с логопедом-дефектологом, нейропсихологом, воспитателем, музыкальным педагогом и др. Во время учебной деятельности в саду тьютор следит за организацией адаптивного рабочего пространства воспитанника с РАС, соотносит каждое задание воспитателя с его индивидуальными возможностями и помогает в процессе выполнения.
Налаженное гибкое взаимодействие тьютора с воспитателями, коррекционными педагогами, логопедами-дефектологами стимулирует комплексную реабилитацию воспитанника с РАС, а также повышает эффективность социальной адаптации ребенка с особенностями развития в детской группе и обществе в целом.
Тьютор – сопровождающий. Работа тьютора заключается в сопровождении детей с РАС на протяжении всего пребывания в детском саду в течение дня:
- при осуществлении навыков самообслуживания и решении социально-бытовых вопросов, жизненно важных для ребенка (гигиена, прием пищи, смена одежды и обуви и т.д.);
- во время игровой деятельности (тьютор следит, чтобы ребенок с РАС в силу нежелательного поведения не причинил вред себе или окружающим);
- во время прогулки.
Тьютор – посредник (связующее звено) между ребенком с РАС и окружающим миром. Важная роль тьютора заключается в развитии коммуникативных навыков воспитанника с особыми потребностями и оказании ему непосредственной помощи в преодолении барьеров при общении с другими специалистами сада и сверстниками.
Подводя итог, следует помнить, что в своей работе в детском саду тьютор руководствуется основным правилом: «не делать ничего того, что ребенок с РАС может сделать сам». Ключевая задача тьютора заключается в том, чтобы как можно скорее стать ненужным сопровождаемому воспитаннику. По опыту работы сети логопедических детских садов «Дарвиль» скорость этого процесса зависит как от индивидуальных особенностей ребенка, так и от профессионализма команды детского сада.
В наших садах созданы безопасные условия пребывания особого ребенка. На двоих воспитанников в логопедических детских садах «Дарвиль» приходится один профессионально подготовленный и опытный тьютор, что позволяет на основе индивидуального подхода обеспечить условия для их эффективной социализации и реабилитации. Познакомиться с опытом работы и квалификацией наших тьюторов можно на нашем сайте.
Чтобы записаться на бесплатный пробный день и задать все вопросы, оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: +7 (499) 322-08-40.
Читайте также: что должно быть в садике для ребенка с РАС?.