Что должно быть в садике для детей с РАС?
Многие родители детей с РАС (расстройство аутистического спектра), понимая значимость социализации своего ребенка, сталкиваются со сложными вопросами при выборе детского сада: что должно быть в нем? Сможет ли мой ребенок посещать обычный детский сад или стоит искать учреждение, в котором созданы особые условия для ребенка с РАС? Эти вопросы мы задали специалистам сети логопедических детских садов «ДАРвиль».
Опыт многолетней эффективной работы сети логопедических детских садов «ДАРвиль», в том числе для детей с РАС, позволяет сформировать рекомендации родителям особых детей в части того, на что необходимо обратить внимание при выборе дошкольного образовательного учреждения.
В первую очередь родителям важно понимать, что садик должен не только выступать центром социализации ребенка с расстройством аутистического спектра, а фактически обеспечивать его полноценную комплексную реабилитацию.
Ответ на вопрос «Что должно быть в садике для детей с РАС?» заложен в основных признаках аутизма, на коррекцию которых должны быть направлены специальные образовательные условия:
- развитие социальных и коммуникативных навыков;
- развитие бытовых навыков;
- развитие речи;
- коррекция полевого и нежелательного поведения;
- расширение пищевых привычек и т.д.
Без чего в коррекционном садике не обойтись
Для эффективного процесса социальной адаптации и реабилитации ребенка с аутизмом в детском саду должны быть:
1. Профессионально подготовленные специалисты,
в том числе тьютор. В команде детского сада должны присутствовать компетентные специалисты, в том числе детские неврологи, логопеды-дефектологи, а также педагогические работники, прошедшие как минимум курсы повышения квалификации по особенностям работы с детьми с РАС и имеющие практический опыт взаимодействия с особыми воспитанниками. Помимо этого, важным является политика интеграции усилий и координации действий между всеми членами команды в процессе реализации индивидуального реабилитационного маршрута особого ребенка. Если в саду не ведется совместное планирование коррекционной и реабилитационной работы педагогами и врачами, а специалисты сада профессионально не подготовлены, то такому учреждению доверять своего ребенка нельзя.
2. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада.
Жизненное пространство особого ребенка должно быть специально организовано с особой заботой и адаптировано под индивидуальные потребности и особенности ребенка.
При выборе детского сада для ребенка с РАС важно не просто спросить о наличии предметно-пространственной развивающей среды, но и собственными глазами увидеть, каким образом она организована.
Научно доказанным является факт, подтверждающий необходимость создания среды, включающей организацию трех основных составляющих полноценной жизни особого ребенка: пространства, времени и социального окружения.
Достаточно часто дети с РАС не ориентируются во времени, имеют сложности с определением последовательности разных социальных действий. В связи с этим огромное значение для особых детей имеет организация времени в детском саду, включающая два ключевых аспекта: режим дня и расписание занятий. И то, и другое в саду должно осуществляться посредством их наглядной демонстрации и визуализации через фотографии ребенка или информационные карточки, изображающие четкую последовательность событий, которые будут происходить в течение дня. Именно благодаря этим визуальным подсказкам ребенок сможет понять, что ему предстоит делать в конкретный момент времени.
3. Комплексная программа реабилитации и спектр коррекционных услуг, предоставляемых для ребенка с РАС.
Обеспечение полноценной реабилитации для аутичного ребенка в детском саду должно осуществляться в соответствии с комплексной коррекционно-развивающей программой реабилитации. При этом важно обратить внимание на то, каким образом построена индивидуальная работа с особым воспитанником сада.
Первичная диагностика и функциональное исследование. Построение индивидуального реабилитационного маршрута особого ребенка должно основываться на результатах первичной диагностики нарушений и при необходимости функционального исследования. Именно это позволит определить самые эффективные методы реабилитации для конкретного ребенка с учетом текущего состояния его здоровья и тем самым реализовать индивидуальный подход в его реабилитации. Родителям обязательно стоит уточнить осуществляется ли в саду такая первичная диагностика.
Комплексная коррекционно-развивающая программа реабилитации. На основе результатов первичной и функциональной диагностики в саду для ребенка с РАС должны быть подобраны современные методики реабилитации. Если программой реабилитации в детском саду не предусмотрено проведение коррекционных индивидуальных и групповых занятий по развитию речи, в том числе диалогической, развитию мелкой моторики, внимания, мышления, памяти, сенсорного восприятия, социальной адаптации, поведенческой и когнитивной коррекции, то в таком саду эффективность реабилитации особого ребенка сведется к нулю.
Аппаратные методы, применяемые для коррекции аутизма. Эффективная реабилитация ребенка с РАС невозможна в саду без применения аппаратных технологий. Родителям стоит обратить особое внимание на наличие в дошкольном образовательном учреждении возможности использования аппаратных методик, таких как: «Томатис», «Тимокко», гарнитура «FOR BRAIN» «Баламетрикс» и т.д.
Речевая среда и коммуникативная адаптация. Значимым для эффективной социализации ребенка с РАС и его полноценной реабилитации является обеспечение в саду речевой среды и коммуникативной адаптации на протяжении всего времени нахождения в детском саду.
4. Медицинское сопровождение для детей с РАС.
Для ребенка с РАС очень важно неврологическое и психоневрологическое сопровождение. Такой контроль повышает результативность реабилитации ребенка. Например, главное преимущество сада, в котором предоставляются консультации детских неврологов и осуществляется неврологическое сопровождение, состоит в том, что это помогает контролировать состояние малыша, быстро реагировать на любые изменения и получать результат. Также стоит отметить, что наличие услуг медицинского и логопедического массажа однозначно повышает результативность реабилитационного процесса аутичного ребенка в детском саду, а также позволяет снизить нагрузку родителей, которым зачастую приходится возить ребенка к разным специалистам в территориально отдаленные друг от друга медицинские и коррекционные центры.
5. Организация питания в детском саду.
Еще одним плюсом при выборе сада для родителей детей с РАС является возможность выбора питания, так как большинство детей с аутизмом имеют определенные пищевые привычки или соблюдают диету (безглютеновую/безказеиновую).
Подводя итог, отметим, что опыт работы сети логопедических детских садов «ДАРВИЛЬ» с детьми, имеющими речевые, поведенческие и коммуникативные нарушения, показывает, что реабилитация и социальная адаптация аутичного ребенка – это достаточно трудоемкий, долговременный процесс, но всегда результативный. В программу посещения детского сада «ДАРВИЛЬ» входит:
- наблюдение речевым неврологом
- индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом
- логопедические занятия с гарнитурой ForBrain
- индивидуальные занятия с нейропсихологом
- игровая логопедия
- Томатис
- поведенческая коррекция
- логоритмика
- песочная терапия
- сенсорная интеграция
- недирективная игровая терапия
- коммуникативная группа «Давай дружить»
- нейройога
- сказкотерапия
- мозжечковая стимуляция Balametrics
- компьютерная нейростимуляция Timocco
- уход и присмотр с 8:00 до 20:00
- 5-разовое питание с учетом избирательности в еде
- ежедневные прогулки.
В наших детских садах созданы все необходимые условия для успешной социализации Вашего особого ребенка. Чтобы записаться на бесплатный пробный день и задать все вопросы, оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: +7 (499) 322-08-40.
Читайте также: о логопедическом детском саде «ДАРВИЛЬ», какие проблемы могут возникнуть у ребенка с аутизмом в детском саду