arcticle__img

Туалетный тренинг для особого ребёнка: что нужно знать родителям?

Значимым этапом в жизни особого ребенка является процесс приучения к горшку. При этом, если у нормотипичных детей навык формируется ближе к 2 годам, то у детей с поведенческими, речевыми и психическими нарушениями он может быть сформирован позже. Опыт работы сети логопедических садов «ДАРвиль» свидетельствует о том, что формирование навыков самостоятельного пользования туалетом становится сложной, а иногда и непосильной задачей для родителей детей с особенностями развития. В этой статье мы расскажем, почему особый малыш испытывает трудности с приучением к горшку, и что нужно знать родителям.

Причины отказа особого ребёнка от горшка

Важно помнить, что для особого ребенка туалетный горшок представляет собой не только новый бытовой предмет, но и весьма новую программу определенных действий и поведения.

Многолетний опыта работы с детьми с речевыми, психоречевыми и поведенческими расстройствами позволяет специалистам сети детских садов «ДАРвиль» выделить ключевые причины отказа особого ребёнка от горшка.

  1. Мотивация. Если в случае с нормотипичными детьми весьма успешно может сработать мотивация «порадовать родителей», «ты уже взрослый малыш» и т.д., то в ситуации, например, с детками с аутизмом эта тактика не работает из-за нарушений социального взаимодействия
  2. Коммуникация. Особый малыш может не понимать, чего от него ждут взрослые в отношении посещения туалета, в виду сложностей в понимании речи и проблем в сфере общения.
  3. Концентрация. Дети с особенностями развития сталкиваются со значительными трудностями при получении информации, ее структурировании и правильном использовании, в том числе в нужной последовательности. Например, выполняя отдельные маленькие шаги в части приучения к туалету (подойти к горшку, снять одежду, сесть на горшок и т.д.), малышу достаточно сложно сконцентрироваться и запомнить весь ход необходимых действий. Таким образом, выполняя по отдельности все шаги, необходимые для посещения туалета под присмотром взрослых, ребенок не может от начала до конца выполнить эту процедуру.
  4. Смена установленного порядка. Осложняет процесс приучения к горшку и весьма сложное отношение особых детей к смене привычного порядка после укоренившейся привычки справлять свою нужду в подгузник.
  5. Сенсорное восприятие. Особые малыши испытывают трудности с ощущениями своего тела, которое может сигнализировать о потребности сходить в туалет. Не понимая взаимосвязь между таким сигналом и функциональным действием (сходить на горшок), ребенку очень сложно дается обучение этому жизненно важному навыку. Нередко встречаются и ситуации сенсорной перегрузки особого ребенка в моменты, когда громко сливается вода в туалете или, когда малышу необходимо сесть на туалетный стульчик, находящийся прямо над водой, или, когда горшок слишком холодный. В добавок к этому, возможны обостренные негативные реакции из-за необходимости снять одежду (меняется ощущение в одежде и без нее), а также перемены температуры тела из-за этого.

Помимо этих особенностей к причинам отказа от горшка могут быть отнесены типичные факторы:

  • «горшковый негативизм», обусловленный повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью в виду не простых детско-родительских отношений;
  • восприятие горшка как предмета для игр;
  • холодный и неудобный горшок, не соответствующий антропометрическим параметрам тела ребенка;
  • болезненные ощущения в процессе мочеиспускания и дефекации (например, запоры, диарея и т.д.);
  • некомфортная обстановка для посещения туалета (холодный пол, плохое освещение, много людей в комнате и т.д.).

Что нужно знать родителям?

  • Не стоит воспринимать отказ от горшка как некий симптом заболевания (например, аутизма или умственной отсталости). Это определённая поведенческая проблема, которую можно решить с помощью коррекционных методов.
  • Приучение к горшку – это не быстрый процесс. Поэтому необходимо действовать терпеливо (без негатива и отрицательных эмоций), не спеша, поэтапно и в тоже время системно. Философия маленьких шагов в этом плане может стать ключом к успеху.
  • В случае, если малыш активно протестует, ни в коем случае нельзя удерживать силой, настаивать, заставлять, кричать и ругать, «давить». Иначе можно добиться обратной реакции на сам процесс и лишь усилить «горшковый негативизм».
  • Не рекомендуется поощрять ребенка подарками в случае успеха. В начале приучения к горшку этот способ возможно и будет результативным, но в перспективе может смениться детским шантажом. Малыша можно похвалить с помощью объятий, поцелуев и приятных слов.
  • Не акцентировать внимание на неудачах, а хвалить даже за попытки.
  • В случае, если у ребенка присутствует страх туалета, проявляются различные формы нежелательного поведения (размазывание или игра с фекалиями и т.д.), ребенок ходит в туалет в штаны, а социальные отношения в семье из-за этого рушатся, родителям необходимо обратиться за профессиональной помощью. Туалетный тренинг поможет решить эту проблему, а значит и снизить напряжение в детско-родительских отношениях, ускорить социализацию малыша в обществе.

Туалетный тренинг в ДАРвиль

Специалистами сети логосадов «ДАРвиль» разработана программа «Туалетный тренинг или как научить ребенка ходить на горшок». Подробнее об этом курсе продолжительностью в 3 недели можно прочитать здесь.

После прохождения курса достигаются следующие результаты:

  • малыш научится говорить о том, что хочет в туалет;
  • будет самостоятельно ходит в туалет;
  • перестанет проявлять нежелательное поведение при высаживании на горшок;
  • малыш научится ждать на улице, пока родители ищут туалет;
  • сможет полностью отказаться от подгузников.

Если ваш ребенок испытывает трудности с приучением к горшку, и вы не справляетесь с этой проблемой, туалетный тренинг в детских садах сети «ДАРвиль» будет хорошей поддержкой для вашей семьи и гарантией успеха. Особенно рекомендуем поспешить, если вашему особому малышу больше трех лет. Расскажите нам о своих переживаниях, позвольте вам помочь. Мы ответим на самые неловкие вопросы. Чтобы записаться на консультацию, оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: +7 (499) 290-27-46.

Читайте также: Как расширить пищевые привычки у ребёнка с РАС и аутизмом?, Логосад и обычный сад: в чем разница для особых детей?