
Туалетный тренинг для особого ребёнка: что нужно знать родителям?
Значимым этапом в жизни особого ребенка является процесс приучения к горшку. При этом, если у нормотипичных детей навык формируется ближе к 2 годам, то у детей с поведенческими, речевыми и психическими нарушениями он может быть сформирован позже. Опыт работы сети логопедических садов «ДАРвиль» свидетельствует о том, что формирование навыков самостоятельного пользования туалетом становится сложной, а иногда и непосильной задачей для родителей детей с особенностями развития. В этой статье мы расскажем, почему особый малыш испытывает трудности с приучением к горшку, и что нужно знать родителям.
Причины отказа особого ребёнка от горшка
Важно помнить, что для особого ребенка туалетный горшок представляет собой не только новый бытовой предмет, но и весьма новую программу определенных действий и поведения.
Многолетний опыта работы с детьми с речевыми, психоречевыми и поведенческими расстройствами позволяет специалистам сети детских садов «ДАРвиль» выделить ключевые причины отказа особого ребёнка от горшка.
- Мотивация. Если в случае с нормотипичными детьми весьма успешно может сработать мотивация «порадовать родителей», «ты уже взрослый малыш» и т.д., то в ситуации, например, с детками с аутизмом эта тактика не работает из-за нарушений социального взаимодействия
- Коммуникация. Особый малыш может не понимать, чего от него ждут взрослые в отношении посещения туалета, в виду сложностей в понимании речи и проблем в сфере общения.
- Концентрация. Дети с особенностями развития сталкиваются со значительными трудностями при получении информации, ее структурировании и правильном использовании, в том числе в нужной последовательности. Например, выполняя отдельные маленькие шаги в части приучения к туалету (подойти к горшку, снять одежду, сесть на горшок и т.д.), малышу достаточно сложно сконцентрироваться и запомнить весь ход необходимых действий. Таким образом, выполняя по отдельности все шаги, необходимые для посещения туалета под присмотром взрослых, ребенок не может от начала до конца выполнить эту процедуру.
- Смена установленного порядка. Осложняет процесс приучения к горшку и весьма сложное отношение особых детей к смене привычного порядка после укоренившейся привычки справлять свою нужду в подгузник.
- Сенсорное восприятие. Особые малыши испытывают трудности с ощущениями своего тела, которое может сигнализировать о потребности сходить в туалет. Не понимая взаимосвязь между таким сигналом и функциональным действием (сходить на горшок), ребенку очень сложно дается обучение этому жизненно важному навыку. Нередко встречаются и ситуации сенсорной перегрузки особого ребенка в моменты, когда громко сливается вода в туалете или, когда малышу необходимо сесть на туалетный стульчик, находящийся прямо над водой, или, когда горшок слишком холодный. В добавок к этому, возможны обостренные негативные реакции из-за необходимости снять одежду (меняется ощущение в одежде и без нее), а также перемены температуры тела из-за этого.
Помимо этих особенностей к причинам отказа от горшка могут быть отнесены типичные факторы:
- «горшковый негативизм», обусловленный повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью в виду не простых детско-родительских отношений;
- восприятие горшка как предмета для игр;
- холодный и неудобный горшок, не соответствующий антропометрическим параметрам тела ребенка;
- болезненные ощущения в процессе мочеиспускания и дефекации (например, запоры, диарея и т.д.);
- некомфортная обстановка для посещения туалета (холодный пол, плохое освещение, много людей в комнате и т.д.).
Что нужно знать родителям?
- Не стоит воспринимать отказ от горшка как некий симптом заболевания (например, аутизма или умственной отсталости). Это определённая поведенческая проблема, которую можно решить с помощью коррекционных методов.
- Приучение к горшку – это не быстрый процесс. Поэтому необходимо действовать терпеливо (без негатива и отрицательных эмоций), не спеша, поэтапно и в тоже время системно. Философия маленьких шагов в этом плане может стать ключом к успеху.
- В случае, если малыш активно протестует, ни в коем случае нельзя удерживать силой, настаивать, заставлять, кричать и ругать, «давить». Иначе можно добиться обратной реакции на сам процесс и лишь усилить «горшковый негативизм».
- Не рекомендуется поощрять ребенка подарками в случае успеха. В начале приучения к горшку этот способ возможно и будет результативным, но в перспективе может смениться детским шантажом. Малыша можно похвалить с помощью объятий, поцелуев и приятных слов.
- Не акцентировать внимание на неудачах, а хвалить даже за попытки.
- В случае, если у ребенка присутствует страх туалета, проявляются различные формы нежелательного поведения (размазывание или игра с фекалиями и т.д.), ребенок ходит в туалет в штаны, а социальные отношения в семье из-за этого рушатся, родителям необходимо обратиться за профессиональной помощью. Туалетный тренинг поможет решить эту проблему, а значит и снизить напряжение в детско-родительских отношениях, ускорить социализацию малыша в обществе.
Туалетный тренинг в ДАРвиль
Специалистами сети логосадов «ДАРвиль» разработана программа «Туалетный тренинг или как научить ребенка ходить на горшок». Подробнее об этом курсе продолжительностью в 3 недели можно прочитать здесь.
После прохождения курса достигаются следующие результаты:
- малыш научится говорить о том, что хочет в туалет;
- будет самостоятельно ходит в туалет;
- перестанет проявлять нежелательное поведение при высаживании на горшок;
- малыш научится ждать на улице, пока родители ищут туалет;
- сможет полностью отказаться от подгузников.
Если ваш ребенок испытывает трудности с приучением к горшку, и вы не справляетесь с этой проблемой, туалетный тренинг в детских садах сети «ДАРвиль» будет хорошей поддержкой для вашей семьи и гарантией успеха. Особенно рекомендуем поспешить, если вашему особому малышу больше трех лет. Расскажите нам о своих переживаниях, позвольте вам помочь. Мы ответим на самые неловкие вопросы. Чтобы записаться на консультацию, оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: +7 (499) 290-27-46.
Читайте также: Как расширить пищевые привычки у ребёнка с РАС и аутизмом?, Логосад и обычный сад: в чем разница для особых детей?