Как расширить пищевые привычки у ребёнка с РАС и аутизмом?
Задумываясь об успешной социальной адаптации особого ребенка, родители рано или поздно оказываются на распутье, какой детский сад выбрать для малыша с речевыми проблемами: обычный или логопедический. Вместе со специалистами сети коррекционных логопедических детских садов «ДарВиль» постараемся разобраться с этим вопросом.
Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Конечно, в первую очередь, все зависит от степени речевых нарушений, особенностей педагогического, медицинского и социального статуса конкретного ребенка. Все очень индивидуально, но в любом случае родители особого ребенка должны понимать разницу между логосадами и обычными дошкольными учреждениями.
В чем отличия логосада от обычного?
Индивидуальный подход
В коррекционном (логопедическом) детском саду активно реализуется индивидуальный подход, направленный на развитие речи и навыков общения, заключающийся в следующем:
- высокая частота и интенсивность проведения индивидуальных коррекционных занятий с логопедом, дефектологом, нейропсихологом;
- для каждого особого ребенка разрабатывается индивидуальный реабилитационный/коррекционный маршрут, направленный не только на формирование и развитие речи, но и социально-бытовых и коммуникативных навыков как основных факторов дальнейшей успешной социальной адаптации;
- индивидуально подобранное содержание и интенсивность коррекционных занятий. В отличие от обычного дошкольного учреждения, это преимущество есть в логосаду. С учетом зоны ближайшего развития и индивидуальных особенностей и потребностей ребенка выстраивается интенсивность проведения и формируется содержание коррекционных занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Например, одному ребенку больше подходит игровая логопедия или сенсомоторная коррекция, а для другого малыша эффективнее нейропсихологическая коррекция и применение аппаратных методов лечения;
- малочисленность групп. Как правило, численность детей в группах коррекционного сада, прежде всего частного, намного меньше, чем в государственном дошкольном учреждении для нормотипичных детей. Безусловно, это влияет на обеспечение максимального учета индивидуальных физических, психических и социальных особенностей развития малыша в процессе работы по устранению речевых нарушений;
- наличие тьютора повышает результативность индивидуальной работы коррекционных специалистов с ребенком, а также обеспечивает его полную безопасность в логосаду. В некоторых государственных садиках тоже соблюдается инклюзивность обучения и к работе с детьми с ОВЗ привлекаются тьюторы. Однако ключевая разница заключается в том, что даже при наличии тьютора воспитатели и другие педагогические работники, как правило, не имеют опыта взаимодействия с детьми с речевыми нарушениями. А значит и эффективность коррекционной работы будет намного ниже;
- гибкость и адаптивность реабилитационной/коррекционной программы в зависимости от потребностей и возможностей ребенка, которые могут меняться на протяжении реализации образовательного маршрута. В логопедическом саду все ресурсы концентрируются на речевом развитии воспитанников. Это дает возможность оперативно определять неэффективность применяемых методов коррекции в конкретном случае и своевременно подбирать другие для обеспечения положительных результатов;
Групповые коррекционные занятия
Стоит отметить, что в логосаду любая деятельность особого малыша будет направлена на то, чтобы максимально обеспечить доступную среду для общения, сформировать мотивы к речевой деятельности, развить познавательные процессы (внимание, память, мышление), преодолеть стереотипное поведение и обеспечить социальную адаптацию. Если в обычном саду в группе дети рисуют, лепят, читают, пишут, поют, танцуют, принимают участие в театрализованных постановках, то в логосадах общеобразовательные занятия комбинируются с коррекционными. По опыту логосадов «ДарВиль» достаточно эффективными методами являются: песочная терапия, сказкотерапия, логоритмика, танцевальная ритмика, коммуникативная группа, нейройога, нейрорисование, легоконструирование, игровая логопедия, моторная стимуляция, ритмотерапия, динамическая нейростимуляция, сенсорная нейрогимнастика.
Питание с учетом избирательности в еде
Важной отличительной особенностью логосада является наличие возможности организации питания с учетом пищевых привычек и аллергических реакций детей. В обычном саду такой возможности не будет.
Подробнее о питании в коррекционных детсадах можно прочитать здесь.
Медицинское сопровождение
Медицинское сопровождение в логопедическом саду может осуществлять детский речевой невролог. Например, в сети детских садов «ДарВиль», детский невролог приезжает с целью проведения ежемесячного наблюдения, назначения или коррекции лечения, а также согласования с командой коррекционных специалистов индивидуальных реабилитационных маршрутов воспитанников.
Профессионализм команды
Здесь речь идет о том, что в обычных садах основной кадровый состав включает воспитателей и их помощников, как правило, одного логопеда и психолога на всех воспитанников. В логопедическом саду работает команда узкопрофильных специалистов – логопедов-дефектологов, нейропсихологов, клинических психологов, тьюторов и других педагогических работников.
Сенсорная среда
Специалисты логосада уделяют особое внимание формированию сенсорной среды для особых воспитанников, оснащенной современным оборудованием и методиками. Для детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно воспитываться и обучаться в предметно-развивающем пространстве, приспособленном для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении и социальной адаптации.
Аппаратные методы
В обычных садах для детей с нарушениями в речевом развитии, как правило, не применяются аппаратные методы лечения, учитывая их дороговизну и небольшое количество детей, которым это может помочь. В логосадах зачастую активно применяются физиопроцедуры. К примеру, в коррекционных садах «ДарВиль» используются методы лечены с доказанной эффективностью: аудиостимуляция Томатис (Tomatis), компьютерная нейростимуляция Тимокко (Timocco), мозжечковая стимуляция Баламетрикс (Balametrics), гарнитура Форбрейн (ForBrain) и пр.
Все выше перечисленные отличительные особенности коррекционных логопедических садов позволяют создать для детей с особенностями развития эффективную реабилитационную и развивающую среду, пребывание в которой позволяет стимулировать психическое и речевое развитие ребенка, а также способствует его успешной социальной адаптации. Сеть логосадов «ДарВиль» на протяжении многих лет успешно справляется с этими задачами. Мы знаем, как помочь Вашему ребенку. Записаться на экскурсию и бесплатный пробный день вы можете на нашем сайте или по телефону +7 (499) 290-27-46.
Читайте также: В стоимость программы включены, Курс реабилитации «Запуск речи»