![arcticle__img](/images/Simptomy-dizartrii-u-detej.jpeg)
Симптомы дизартрии у детей
Логопедическими центрами «Детская академия речи» накоплен значительный положительный опыт в сфере коррекции речевых нарушений у детей. Одной из наиболее распространенных форм нарушений устной речи у ребёнка является дизартрия – неправильное произношение звуков в результате органического поражения центральной нервной системы в перинатальный или неонатальный период. Вместе со специалистами Детской академии речи в этой статье мы разберемся в ключевых симптомах дизартрии.
Важно понимать, что при дизартрии страдает именно «техника» речи, а не её смысловая нагрузка. Ребенок в состоянии излагать мысли, но окружающие люди его не понимают, как правило из-за нарушений артикуляции вследствие патологий речевой мускулатуры.
Степень выраженности дизартрических расстройств
Выделяют 3 степени выраженности дизартрических расстройств.
Стертая дизартрия:
- легкая степень
- речь понятна
- нарушение произношения отдельных звуков
- ритм и темп речи близки к норме
- отсутствуют явные расстройства речевого дыхания и голоса
Дизартрия:
- средняя степень
- нечленораздельная, малопонятная речь
- «каша во рту»
- 5 форм дизартрии по причинам возникновения:
- бульбарная
- псевдобульбарная
- мозжечковая
- корковая
- экстрапирамидная
Анартрия:
- тяжелая степень
- отсутствие членораздельной речи
- речь напоминает мычание
- речь непонятна даже близким ребенка
Формы дизартрии
Симптомы дизартрии различаются в зависимости от формы ее проявления. В соответствии с синдромологическим подходом и принципом локализации в неврологии выделяют пять форм дизартрии, отличающихся по причинам возникновения и признакам, по которым можно обнаружить патологию.
Бульбарная - Поражение ядер черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, подъязычного, блуждающего), а также лицевого, тройничного (в продолговатом мозге).
Псевдобульбарная - Поражение корково-ядерных проводящих путей.
Экстрапирамидная / подкорковая - Поражение подкорковых ядер головного мозга.
Мозжечковая - Поражение мозжечка и его проводящих путей.
Корковая - Очаговые поражения коры головного мозга.
Симптоматика дизартрии
Дизартрию идентифицируют по речевым и неречевым симптомам (признакам).
Речевые симптомы:
- Нарушение голосообразования;
- Нарушение звукопроизношения;
- Нарушение ритмико-интонационных средств речи (тембр, темп, сила голоса, ритм, модуляция, логическое ударение, интонация, речевое дыхание, эмоциональная окраска, плотность голоса, дикция и общая мелодика речи);
- Нарушение восприятия звуков и их различения;
- Нарушение грамматического строя речи;
- Бедный словарный запас.
Неречевые симптомы:
- Нарушение сосания у детей младенческого возраста;
- Нарушения жевания и глотания мягкой, твердой пищи;
- Гиперсаливация (повышенное слюноотделение);
- Паралич и парезы речевых мышц, мышц туловища и конечностей;
- Нарушение познавательной деятельности;
- Нарушение эмоционально-волевой сферы;
- Вторичные психические наслоения.
Речевые симптомы
Рассмотрим речевые симптомы в зависимости от форм дизартрии.
Бульбарная дизартрия
- амимия (ослабленная мимика или ее полное отсутствие);
- достаточно упрощенная артикуляция звуков;
- все согласные звуки сводятся к одному щелевому звуку;
- свойственна назализация тембра голоса (звуки произносятся при опущенной губе таким образом, что воздух выходит через нос при произнесении звука ртом);
- дисфония (хрипота, гнусавость, слабость и осиплость голоса) или афония (отсутствие голоса, шепот);
- снижение силы голоса, глухость произношения;
- звуки не различаются между собой, невнятность речи (родители не всегда понимают речь своего ребенка);
- артикуляционные нарушения языка и губ (как следствие – расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания);
- низкая подвижность голосовых связок.
Псевдобульбарная дизартрия
- спастический паралич и мышечный гипертонус;
- нарушения в движении языка (сложности при поднятии кончика языка вверх, отведении его в стороны, удержании в конкретном положении);
- трудности в переключении артикуляционных поз;
- синкинезии (непроизвольное сопровождающее движение мышц в одной части тела при совершении движений в другой, например, взмах руки во время подъема ноги при ходьбе, беге);
- обильное слюнотечение, усиленный глоточный рефлекс, поперхивание;
- смазанная с носовым оттенком речь;
- серьезно нарушено произношение сонорных, свистящих и шипящих звуков.
Подкорковая дизартрия
- гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения мимических и артикуляционных мышц);
- тембр и сила голоса нарушены;
- непроизвольные и неконтролируемые гортанные выкрики;
- нарушения темпа речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизритмии (органического заикания).
Следует обратить внимание, что подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формами.
Мозжечковая дизартрия
- тремор языка;
- толчкообразная и скандированная речь, сопровождающаяся отдельными выкриками;
- замедленная и невнятная речь;
- произношение переднеязычных и губных звуков нарушается в наибольшей степени.
Помимо речевых симптомов при мозжечковой дизартрии движения становятся неловкими, походка – шаткой, нарушается равновесие.
Корковая дизартрия
- симптомы моторный афазии;
- нарушения произвольной артикуляционной моторики;
- отсутствие расстройств речевого дыхания, голоса, просодики.
Лечение дизартрии может включать в себя как неврологическое сопровождение с медикаментозной терапией, так и логопедические методы развития речи. Как правило, при стертой и средней степенях дизартрии в качестве лечения применяют именно занятия с логопедом.
Неречевые симптомы
Многие родители не обращают внимание на то, что процесс овладения речи у ребёнка при дизартрии может быть осложнен наличием неречевых симптомов.
- Нарушение сосания у детей младенческого возраста.
- Нарушения жевания и глотания мягкой, твердой пищи.
- Гиперсаливация (повышенное слюноотделение).
- Парезы и параличи речевых мышц, мышц туловища и конечностей. Понятно, что парезы речевой мускулатуры мешают ребенку нормально произносить звуки. В добавок к этому при парезах мышц туловища и конечностей передвижение детей сильно или полностью ограничивается, что неминуемо приводит к нарушению своего зрительно-пространственного представления.
- Нарушение познавательной деятельности. В связи с двигательными ограничениями ребенок не познает в полной мере окружающий мир, а значит он не может получить информацию, например, о формах, размерах (большой, маленький), поверхностях (шероховатая, гладкая), температуре (холодно, тепло) и пр. Если ребенок не может получить представление о пространственных, фактурных и других различных характеристиках предметов, то соответственно ему сложно будет описывать их словами. Следует отметить, что парезы глазодвигательных мышц также приводят к существенной задержке развития познавательной деятельности. В этом случае ребенку достаточно трудно остановить взгляд на предмете и следить за его перемещением. Как правило, это ведет к дальнейшим специфическим нарушениям письма, чтения, рисования, усложняет усвоение такие предметов, как геометрия, география, черчение и т.д.
- Эмоционально-волевые расстройства зависят от места локализации и времени поражения головного мозга. Чаще всего симптомы выглядят следующим образом: повышенная эмоциональная возбудимость и истощаемость нервной системы, тревожность и усиленные вегетативные реакции.
- Вторичные психические наслоения. Как правило вторичные психические наслоения вызваны усиленными переживаниями ребенка в связи с его неполноценностью.
Опыт работы специализированных логопедических центров «Детская академия речи» (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Магнитогорск) свидетельствует о том, что для эффективного лечения дизартрии необходима своевременно начатая систематическая работа детского невролога, логопеда-дефектолога, дополненная курсом логопедического массажа (при отсутствии противопоказаний) и усиленная коррекционными занятиями с нейропсихологом с применением современных аппаратных средств мозжечковой стимуляции и физиопроцедур (лазеротерапия, СМТ-терапия, амплипультерапия). С программами занятий по коррекции речевых нарушений при дизартрии можно познакомиться здесь. Записаться на консультацию можно по телефону +7 (499) 290-21-14 (г.Москва).
Читайте также: о центрах «Детская академия речи», ребенок мало говорит. Когда пора к логопеду?