arcticle__img

Особое питание особому ребенку в детском саду

Родители особых детей чаще всего обеспокоены вопросами особого питания, тем более если планируют отдавать ребенка в дошкольное учреждение. В этой статье вместе со специалистами сети логопедических детских садов «ДарВиль» мы поможем вам разобраться с тем, как правильно организовать правильное питание с учетом избирательности в еде и как преодолеть трудности с приемом пищи у детей с особенностями развития.

Пищевое поведение особых детей

Опыт работы сети логопедических детских садов «ДарВиль» для особых детей позволяет сделать вывод о том, что прием пищи не должен восприниматься родителями как процесс подавления чувства голода. Это прежде всего чрезвычайно значимая часть жизни ребенка, влияющая на его полноценное физиологическое, психическое и эмоциональное развитие.

Зачастую многие родители особых детей сталкиваются с различными трудностями в процессе организации питания и приема пищи, которые трансформируются в различные виды пищевого поведения:

  • агрессивное или истеричное поведение в процессе кормления;
  • плохой аппетит;
  • недоедание или переедание;
  • пищевые ритуалы;
  • определенная избирательность в еде;
  • частичный или полный отказ от еды;
  • длительный процесс жевания еды;
  • отказ от пережевывания пищи с ее последующим глотанием;
  • прием в пищу несъедобного;
  • торопливый или быстрый прием пищи.

Помимо этого, родители должны обеспечить особому ребенку не только безопасный и комфортный прием пищи, но и соответствующий оптимальный рацион.

Указанные сложности затрудняют посещение ребенком детского сада, особенно нормотипичного, в котором просто на просто его не могут накормить должным образом. Кроме этого, становится практически невозможным посещение семьей гостей, общественных мест (организаций общепита, кафе, ресторанов, гостиниц, отелей на отдыхе и так далее).

Как наладить правильный прием пищи у особого ребенка дома?

Команда сети логопедических детсадов «ДарВиль» подготовила основные рекомендации родителям особых детей.

  1. Создайте максимально комфортную и доброжелательную атмосферу дома в процессе кормления. Прием пищи не должен быть наказанием или наоборот поощрением за что-то. Самым значимым аспектом приема еды является положительное психологическое состояние не только маленького члена семьи, но и прежде всего его родителей. Не концентрируйте внимание на самом процессе, потому как чрезмерное эмоциональное напряжение и повышенная тревожность оказывают абсолютно негативное воздействие на пищевое поведение особого ребенка и наоборот приводят к патологическим пищевым привычкам. Если ваш малыш не хочет кушать именно в эту минуту, не торопите и не заставляйте его. Подождите и в случае необходимости помогите ему успокоиться. Старайтесь быть чуткими, внимательными, понимающими, компромиссными и максимально терпеливыми к пожеланиям вашего чадо. Для ребенка очень важно принимать участие в выборе продуктов питания, блюд, ощущать вкус, температуру и консистенцию еды: смотреть на нее, нюхать, трогать пальчиками, прикасаться губами. Спокойно разговаривайте с ребенком во время кормления, подбадривайте, формируя особую атмосферу для успешного усвоения съеденной пищи.

  2. Строго соблюдайте режим питания. Старайтесь организовывать прием пищи особого ребенка в одно и то же время. Это очень важно для формирования правильных пищевых привычек вашего малыша и для дальнейшей успешной адаптации в детском саду.

  3. Повторяйте режим питания в детском саду. Если ребенок уже ходит в детский сад, старайтесь повторять такой же рацион, блюда и режим приема пищи дома.

  4. Привлекайте своего ребёнка в процесс приготовления разных блюд. Очень важно просить ребенка помочь накрыть на стол, или даже что-то подготовить для себя самому, но возможно с вашей небольшой поддержкой.

  5. Презентуйте еду креативно и красиво. Подавайте пищу ребенку в виде разных животных или растений, фигурок или форм, используя зелень, овощи и фрукты в качестве украшений. Такое блюдо обязательно вызовет интерес у ребенка и несомненно пробудит в нем аппетит.

  6. Используйте соответствующую посуду. Обратите внимание на то, что формы и размеры тарелок, чашек, ложек и вилок должны соответствовать физиологическим и возрастным особенностям вашего ребёнка.

  7. Закрепляйте свои успехи в гостях и в общественных местах. Не забывайте о всех выше перечисленных правилах и рекомендациях, когда бываете с ребенком в гостях или кафе, ресторанах. Очень важно выработать пищевые привычки у ребенка, где бы он не принимал пищу.

Каким должно быть питание особого ребенка в детском саду?

Когда семья ребёнка с особенностями развития обращается к нам в детский сад «ДарВиль», чаще всего озвучиваются проблемы питания. Наши специалисты уделяют особое внимание этому вопросу. Мы достаточно подробно выясняем все нюансы приема пищи: как происходит кормление, какие продукты ребенок предпочитает, не любит, а какие ему категорически противопоказаны, какие пищевые ритуалы важны для этого ребёнка. Далее особое внимание уделяем наблюдению за воспитанником в процессе кормления, для того, чтобы выстроить максимально эффективное взаимодействие с ребенком в процессе организации питания.

Очень важно в детском саду соблюдать разнообразные пищевые ритуалы, начиная от любимой посуды (тарелка, чашка) и столовых приборов (ложка, вилка) конкретного ребенка. Значимым является и особый формат подготовки к приёму еды: разрешить детям самостоятельно накрыть на стол или с небольшой помощью взрослых, затем приступить к еде.

Педагоги детских садов «ДарВиль» очень хорошо ориентируются в проблемах при приеме пищи детьми с особенностями развития. После полной адаптации особого ребёнка в коррекционном саду, как правило, активно применяются такие важные приёмы:

  • соблюдение индивидуальных пищевых ритуалов, хорошо знакомых конкретному ребёнку;
  • организация работы арт-кухни, в рамках которой каждый ребенок имеет возможность абсолютно самостоятельно «приготовить» свою любимую еду, красиво накрыть на стол, порезать овощи или фрукты, которые раньше никогда не кушал.
  • обеспечение индивидуальных столов для воспитанников с особенностями пищевого поведения или пищеварения, например, без лактозы или без глютена, или без других аллергенных продуктов, вызывающих индивидуальную непереносимость. В исключителных случаях родителям разрешается приносить особому ребенку с собой своё питание, чего никак нельзя сделать в обычном детском саду.

Благодаря таким приемам каждый особый ребёнок начинает пробовать разнообразные блюда и с интересом принимает пищу вместе с другими детьми. А благодаря кропотливой и усердной работе коррекционных педагогов детских садов «ДарВиль» малыши получают не только правильное и полноценное, но и максимально разнообразное питание.

У специалистов сети логопедических детских садов «ДАРвиль» накоплен значительный опыт по организации особого питания для особых детей. Ели вы нуждаетесь в экспертной поддержке, обращайтесь к нам. Чтобы записаться на бесплатный пробный день и задать все вопросы, оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: +7 (499) 290-27-46.